Команда Reagent-obzor.ru приглашает к сотрудничеству производителей реагентов

Противогололедный реагент плавит снег и лед. Часть 1

Обработка противогололедными материалами (ПГМ) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них относится к наиболее важным мероприятиям зимнего содержания дорог с твердым покрытием.

Противогололедный реагент - хлористый кальций

Зимняя скользкость на дорогах зависит как от метеорологических условий, так и от теплофизических свойств дорожных покрытий. Применение ПГМ предупреждает или устраняет скользкость, приводящую к снижению коэффициента сцепления.

Применяемая рядом дорожных служб смесь соли с песком уже морально устарела и абсолютно не соответствует резкому росту интенсивности движения, требованиям безопасности передвижения автомобилей и пешеходов, а также - современным санитарно-гигиеническим нормам, закрепленным на законодательном уровне.

Необходимость строгого соблюдения природоохранного законодательства, современные требования государственных и местных органов власти по снижению загрязнений рек и водоемов, повышенные требования по защите сооружений и машин от коррозии привели к поиску более эффективных, чем песко-соляные смеси средств борьбы со снегом и льдом на автомобильных дорогах,

Противогололедный реагент - хлористый кальций

Все методы борьбы с зимней скользкостью направлены на удаление с дорожного покрытия ледяного или снежного слоя с применением химических, механических, тепловых и других методов; предотвращение образования снежно-ледяного слоя или ослабления его сцепления с покрытием - профилактические методы; снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости.

Противогололедный реагент - хлористый кальций

Дорожные службы применяют также и комбинированные методы:

  • химико-физические (смеси солей с абразивными материалами);
  • химико-механические (распределение ПГМ по поверхности с последующей уборкой рыхлой массы снегоочистителями и т.п.).

Когда требуется экстренно увеличить коэффициент сцепления при температурах настолько низких, что воздействие химических средств замедлено, и когда уборка снега или образовавшегося льда, требует значительных усилий в борьбе с зимней скользкостью, дорожные службы применяют абразивные материалы (отдельно или в смеси с химическими реагентами). Хотя в любом случае и они не способны в полной мере обеспечить защиту от обледенения. Единственная функция абразивов - обеспечение коэффициента сцепления, но и она имеет лишь кратковременный характер, т.к. транспортные средства моментально смещают распределенные абразивные материалы на придорожную полосу. Применение абразивов для защиты от обледенения не дает ощутимых преимуществ.

В связи с высокой стоимостью применения абразивов и последующей очистки от них автомобильных дорог и дренажных систем, а также из-за потенциальной опасности пылевидных частиц, их применение не эффективно для защиты от обледенения. Так, гранитный щебень имеет повышенную эффективную активность природных радионуклидов. Разрушаясь при взаимодействии с колесами транспортных средств и дорожным покрытием, он образует мелкие механические фракции, в том числе пыль. Кроме того, попадая в ливневую канализацию, он значительно уменьшает ее пропускную способность. Щебень в процессе истирания колесами транспортных средств разрушается и образует мелкодисперсные взвешенные вещества, размер частиц которых меньше 10 мкм (РМ-10). Эти частицы крайне опасны для людей, поскольку не выводятся из организма. Во многих российских городах весной возникает повышенная запыленность из-за применения абразивов. Многие европейские столицы до перехода на противогололедные реагенты также страдали повышенным содержанием РМ-10 в конце зимы и в весной. Общепринятый норматив по РМ-10 в Европейском Союзе - 40 мг/м3 в год. В столице Австрии Вене потребление мелкого щебня постепенно снизилось с 20 тысяч до 3 тысяч тонн.

Противогололедный реагент - хлористый кальций

Химически чистые реагенты, используемые для борьбы с зимней скользкостью, кроме их эффективной способности быстро вступить в реакцию со снегом и льдом, обладают и другими полезными свойствами. Об этом в следующем номере статьи - Противогололедный реагент плавит снег и лед. Часть 2

По материалам: Кочетков А., Аржанухина С. Айсмелт плавит снег и лед. Нефтехимия